Какова связь эзотерики и православной веры и христианства в целом, и есть ли она вообще? Может ли человек, который считает себя истинно верующим человеком, наприклад, интересоваться эзотерикой? Не обязательно активно практиковать какие-либо духовные практики, искать рецепты как сделать приворот и практиковать их, или состоять в тайном обществе? Или иметь отношение в целом – к активной или пассивной, назовём это так, эзотерике?
На первый взгляд вопрос может звучать странно – адже, вроде бы, религия в принципе отвергает какие-либо тайные знания и уж тем более практики – практически все, кроме самой веры. відповідно, единственным таинством может быть тайна церковная – тобто, скажімо, тайна исповеди или причащение.
Но всё, как выясняется, не так просто. И примеров таких масса. И не на уровне философских измышлений на тему того, що “всё на этом свете связано”, а на примере конкретных фактов. Эзотерика, как некий комплекс различных интерпретаций реальности, то есть того, что происходит с нами в жизни, настолько глубоко вошла в эту самую реальность, что мало какой аспект человеческого существования не соприкасается с ней. Религия – не исключение.
Начнём с того, что сама по себе христианская религия, начиная с самого раннего своего существования, претендовала на некое таинство происходящего между человеком и богом. Власне, как и любая другая религия, христианство есть комплекс учений, суждений и систем понимания окружающего мира, духовного состояния и анализа или планирования наших поступков и поступков окружающих. Ну чем не эзотерическая схема?
Издревле, и это не секрет, школы, ремёсла и даже новые поселения возникали и развивались при монастырях – в той или иной степени это происходит и сейчас. Науки, тайные знания, искусства – всё развивалось при патронаже церкви. Мало того, церковь и её адепты активно участвовали и продвигали эти аспекты человеческой жизни, которые уже стали историей.
Порох – изобретение, изменившее ход истории, появился благодаря монахам. В секретной, фактически, выражаясь современным языком, лаборатории. І, до речі, долгое время, его рецепт держался в секрете. Мощнейшие общества алхимиков и алхимики-одиночки работали под кураторством церкви – хотя этот факт и не афишировался особенно – и многим из них пришлось поплатиться за свои смелые эксперименты и открытия. Кислоты, технологии обработки металлов, ювелирное ремесло – всем этим мы обязаны именно им.
Всё выше перечисленное и есть эзотерика в чистом виде, если анализировать. А художники Эпохи Возрождения – апеллирующие к высоким чувствам? Ведь лучшие художники и скульпторы творили под чутким надзором церкви. Именно она была основным заказчиком. І, надо сказать, не только щедро оплачивала работу гениальных деятелей своего времени, но и чётко следила за идеологическим наполнением картин. Девы, амуры, сатиры и прочие персонажи на картинах того времени выглядят достаточно фривольно, не так ли? А что это, как не попытка манипулировать людьми через их чувства.
И это не говоря уже о том, каким количеством тайн окутаны ритуалы и обряды самой церкви. Выборы папы Римского, причастие, исповедь, тайные библиотеки Ватикана, секреты крещения Руси – всех аспектов, имеющих непознанный и тайный смысл просто не перечесть.
В христианстве есть такое понятие, как исихазм – система аскетизма, по суті, некая практика самоотречения, включающая в себя молитву, самосозерцание и подготовку своего ума, сердца и сущности к “созерцанию Бога внутри себя и вокруг”.
Что это? По суті – медитативная практика, включающая в себя целый комплекс упражнений и ритуалов, если хотите. Фактически – тайное знание, как один из ярких примеров можно рассматривать Афонское монашество – в истории Афонского монастыря таких примеров множество.
Одним словом, современное христианство и православие в частности, можно рассматривать с точки зрения эзотерики. Ведь и вера, и церковь, и религия – это сложнейший комплекс систем, включающий в себя:
- психологию,
- науку,
- целый комплекс обрядов и систем, смысл которых уже утрачен, либо не известен большинству верующих.
Каких бы религиозных взглядов человек не придерживался, и как бы ни относился к эзотерическим аспектам нашей жизни, и то и другое – путь к самопознанию и совершенствованию. Друг другу не противоречащий, как показывает человеческая история и современная жизнь.