Система водяного отопления на судах

Система водяного отопления предназначена для компенсации теплопотерь жилых, служебных, общественных помещений. Теплоноситель системы — вода с температурой не ниже 70 и не выше 95 °С. В состав системы входят:

  • теплогенераторы,
  • отопительные приборы,
  • циркуляционные насосы,
  • расширительный сосуд,
  • воздухосборник,
  • трубопроводы с арматурой.

Обратите внимание! В качестве теплогенераторов могут использоваться отопительные водогрейные котлы, электрические, паровые или пароэлектрические подогреватели воды, а также утилизационные котлы.

Циркуляция воды в системе обеспечивается работой циркуляционных насосов или разностью давлений горячей и отработавшей воды. Систему с естественной циркуляцией называют гравитационной. Разность температур горячей и отработавшей воды принимается обычно равной 25—35 °С.

Одним из основных элементов системы является расширительный сосуд, воспринимающий колебания объема воды в системе. Если расширительный сосуд сообщается с атмосферой — система называется открытой, если не сообщается — закрытой. Наибольшее распространение на судах получили открытые системы. Расширительный сосуд при этом размещается в наивысшей точке системы, обычно в кожухе дымовой трубы. Он может быть проточным и непроточным. Удаление воздуха из системы осуществляется в воздухосборнике, расширительном сосуде или автоматическом воздухоотводчике (вантузе).

Системы отопления могут быть одно- и двухпроводными. В первых подача воды к грелкам и отвод ее производится по одному трубопроводу. В двухпроводной системе для этого используют отдельные трубопроводы. Движение горячей и отработавшей воды может быть односторонним и разносторонним. Горячая вода поступает в грелки сверху и снизу. Когда грелки расположены выше магистралей горячей и отработавшей воды, для удаления воздуха из грелок используют специальный воздушный трубопровод, пробки и краны, устанавливаемые в верхних частях грелок. На судах в системе водяного отопления применяют стальные штампованные панельные или змеевиковые нагревательные приборы. Для регулирования температуры в помещении у грелок на входе горячей воды устанавливают краны.

Трубопроводы системы необходимо прокладывать с минимальным количеством погибов с учетом компенсации при тепловом расширении. Не допускается прокладка трубопроводов через водяные и топливные цистерны, посты, неотапливаемые помещения. Для обеспечения движения воздуха горизонтальные участки горячих магистралей прокладывают с подъемами от 0,01 до 0,005 м на 1 м длины к воздуховыпускным устройствам. Трубы к грелкам от стояков прокладывают с уклоном 0,01: для горячей воды — в сторону грелки, отработавшей воды — в сторону стояка. Магистраль отработавшей воды прокладывается с уклоном от 0,1 до 0,005 м на 1 м длины трубопровода в сторону теплогенератора. От магистралей отходят ответвления, которые обслуживают группы грелок, устанавливаемых в помещениях с примерно одинаковыми теплопотерями. Изготавливаются трубопроводы из стальных водогазопроводных труб с диаметрами до 80 мм, монтируемых на муфтовых соединениях.

В системе с естественной циркуляцией воды для обеспечения выхода пузырьков воздуха, выделяющегося при нагреве воды, за расчетную скорость движения воды принимаются величины не более 0,2 м/с. В системах с искусственной циркуляцией воды скорости принимаются 0,3—1,5 м/с. Для удаления воздуха из расширительного сосуда необходима скорость движения воды в нем не более 0,05 м/с.

 

Система водяного отопления на судах

Общее расположение однопроводной системы водяного отопления с искусственной циркуляцией приведено на рис. 18.5. Система предварительно заполняется холодной водой. Незаполненной остается лишь верхняя часть расширительного бачка 2, воспринимающая увеличивающийся объем воды при ее нагревании. Вода нагревается в водогрейном котле 9 до 80—90 °С и естественным путем поднимается в бачок 2, расположенный в кожухе дымовой трубы. В нем собираются пузырьки воздуха и пара из воды, заполнившей трубопроводы и грелки 4. Скапливающийся в бачке воздух отводится в атмосферу по трубе 3, а вода по трубопроводу 6 самотеком направляется к грелкам 4. При переполнении расширительного бачка вода по переливному трубопроводу 11 отводится в льяла в трюм. Охлажденная вода из грелок поступает в магистраль 7, откуда циркуляционным насосом 8 возвращается в котел.

Оцените статью
Добавить комментарий